Нифонт Кормилицын, епископ Крутицкий и Сарский

Нифонт Кормилицын, епископ Крутицкий и Сарский
Нифонт Кормилицын (ум. 1561) – епископ Крутицкий и Сарский, автор послания Василию III, рассказов о походах на Казань, составитель сводной Кормчей, книгописец. Являясь пострижеником Иосифо-Волоколамского монастыря, Н. входил в число наиболее активных участников литературного круга иосифлян своего времени. Сведения о его жизни известны по упоминаниям в официальных документах и летописях, но его литературная деятельность выявляется главным образом по рукописным материалам библиотеки Волоколамского монастыря. Известия о нем относятся ко времени, когда он стал занимать видные посты. В 1522–1543 гг. он был игуменом Волоколамского монастыря. При нем в заточении там находились Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Сохранились письма митрополита Даниила и Василия III от 24 мая 1525 г. о соборном суде над Максимом Греком, адресованные властям Волоколамского монастыря (см.: Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / Изд. подгот. Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 50). После посещения в 1533 г. смертельно больным Василием III Волоколамского монастыря Н. провожал его в Москву и там присутствовал при его пострижении. В 1543–1554 гг. Н. занимал пост архимандрита Ново-Спасского монастыря. Этим обусловлено было его участие в казанском походе 1550 г. На церковном соборе 1549 г. он выступал свидетелем обвинения по делу Исака Собаки (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. С. 138). В 1554 г. Н. был поставлен епископом Крутицким и Сарским («владыка на Крутицу» – ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13, 1-я пол. С. 237), занимал эту должность по крайней мере до 1559 г. (рук. ГИМ, Епарх. собр., № 70 является его вкладом в Волоколамскую библиотеку 1559 г.). В 1555 г. владыка Крутицкий участвовал в торжественном поставлении Гурия архиепископом Казани (ПСРЛ. Т. 13, 1-я пол. С. 250). Будучи игуменом Волоколамского монастыря, Н. самым активным образом стремился не просто увеличить библиотеку, но также собрать и сохранить в монастыре весь репертуар литературы, представляющей интерес для образованного круга иосифлян. По его заданию составляются сборники для общемонастырского пользования с произведениями самого широкого диапазона (например, рук. ГБЛ, Волок. собр., № 433, 659). Интерес иосифлян к сочинениям основателя монастыря и его сподвижников, выразившийся в постоянном переписывании этих произведений монастырскими книжниками, наглядно отразился в рукописях самого игумена: в одном из его сборников (ГПБ, Q. XVII. 64) было собрано восемнадцать статей, автором которых был Иосиф Волоцкий. Н. принадлежал к числу тех книжников, интересы которых были шире только узкоспециальной церковной тематики. Не без участия игумена Н. Волоколамский монастырь поддерживал связи с другими литературно-книжными центрами, что давало возможность знакомить пострижеников монастыря с вновь появляющимися литературными и публицистическими произведениями. Примером является сборник ГБЛ, Волок. собр., № 659, составленный из статей, по преимуществу написанных в 20–30-е гг. XVI в. и привезенных из Новгорода и из Москвы. Сам Н. из этого сборника переписал несколько статей в две свои рукописи (ГПБ, Q.XVII.15 и Q.XVII.64). Не лишен был Н. интереса к светским повестям назидательного характера, появившимся в 1-й пол. XVI в. и бытовавшим в Волоколамском монастыре. Так, в его сборнике (ГПБ, Q.XVII.64) оказалась переписанной Повесть о Евстратии. До нас дошли материалы, свидетельствующие о литературных занятиях Н. По желанию митрополита Даниила Н., будучи игуменом Волоколамского монастыря, работал по составлению сводной Кормчей (рук. ГБЛ, собр. Ундольского, № 28). В те же годы Н. было написано послание Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого» (ср. Житие Кассиана Босого; о кончине его имеется краткая запись в принадлежавшей Игнатию Зайцеву рук. ГБЛ, Волок. собр., № 362). Послание Н. дошло до нас только в составе сборника самого автора (ГПБ, Q.XVII.64). Г. З. Кунцевич высказал предположение о принадлежности Н. двух рассказов о походах на Казань в 1550 и 1552 гг., которые помещены один за другим в сборнике Q.XVII.64 на л. 99–105 об.; начало второго рассказа под названием «О Казанском взятии» вновь переписано во второй части сборника, на л. 350 об.–351. В рассказе о походе 1550 г. о Н. упомянуто следующим образом: «И взял царь с собою спасскаго архимандрита Нифонта и воздвиженскаго игумена Сергия со кресты». Другие источники об участии спасского архимандрита в казанских походах ничего не говорят. Как установил Г. З. Кунцевич, рассказы в сборнике Н. ее совпадают текстуально с известиями летописных сводов, они имеют самостоятельное происхождение. В других источниках о походе 1550 г. нет упоминания об обновлении церквей во Владимире и подробностей о приезде туда митрополита. Рассказы Н. не связаны также с рассказом об этих походах Адриана Ангелова, который тоже был участником походов. Скорее всего, как полагает Г. З. Кунцевич, Н. не принимал участия в походе 1552 г., а повествование о нем составил со слов очевидцев. Следует отметить, что если первому рассказу Н. нет соответствий в других источниках (хотя по содержанию он более или менее близок Царственной книге), то второй рассказ частично совпадает с отрывком, напечатанным в приложениях к Летописи Софийской II (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 303–315). В рассказе Н. более точными являются хронологические указания и мелкие подробности, что позволяет признать его оригинальным произведением, к которому восходит текст летописного отрывка. В том же сборнике Н. (Q.XVII.64) имеется статья, которая озаглавлена «О святем мученице Иване, иже за Христа мучен во граде Казани» (см. Житие Иоанна Казанского). Кроме Н. эту статью включил в свой сборник его современник, старец Волоколамского монастыря Мартин Рыков. Из сохранившихся списков наиболее ранними являются названные. В 50–60-е гг. многие волоколамские постриженики побывали в Казани, поэтому о казанских событиях они были хорошо осведомлены. Можно предположить, что возникновение этого небольшого сочинения о «мученике Иване», близкого к рассказам о чудесах святых, связано с писательской деятельностью если не Н., то какого-то другого иосифлянина. Личная библиотека владыки крутицкого Н., по всей видимости, согласно его желанию попала в монастырь, откуда начиналась церковная карьера владельца библиотеки. На многих его рукописях имеются вкладные записи (ГПБ, Q.XVII.64; Q.XVII.15; ГБЛ, Волок. собр., № 551; ГИМ, Епарх. собр., № 70). Владельческая запись в рук. ГБЛ, Волок. собр., № 551 опубликована (Библиографические материалы, собранные А. Поповым. XIV. Запись Нифонта, епископа Крутицкого // ЧОИДР. 1881. Кн. 2. С. 64; Иосиф. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882. С. 168–169). В описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. перечисляются и другие вклады Н., в том числе «Книга в полдесть, а в ней собрано от божественных и священных правил вселенских седми соборах и поместных соборов, где и когда и како каждо их собра». Среди дополнительных статей описи имеется запись: «Лета 7069 дал Нифонт, бывший владыка крутицкий, в 4-х книгах Треод постный и цветны к Николе на престол, выдавати их из монастыря по одной книге. Да Трехволой в полдесть» (Опись Иосифова Волоколамского монастыря 1545 (7053) года // Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. С. 20). Согласно этой записи, Н. в 1561 г. был еще жив, но уже не занимал поста владыки крутицкого и, видимо, жил на покое в Волоколамском монастыре. В той же описи немного выше, без указания даты сказано: «Осталось книг после владыки Нифонта: Книга Апостол в десть. Осифово списание на еретики на наугородцкие. Да двои правила Постниковы в полдесть, одни кожею поволочены, а другие в затылке. Да псалмы Давидовы в полдесть с надписанием дача» (Опись... С. 20). Видимо, в том же году Н. скончался. Изд.: О преставлении старца Кассиана Босого // ДАИ. 1846. Т. 1, № 218; Кунцевич Г. 3. Два рассказа о походах царя Ивана Васильевича Грозного на Казань в 1550 и 1552 гг. // Отчеты о заседаниях ОЛДП в 1897–1898 гг. СПб., 1898. Прил. С. 23–35 (ПДПИ. Т. 130). Лит.: Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в ее историческом виде. М., 1829. Прил. VII; Калачев Н. О. О значении Кормчей в системе древнего русского права // ЧОИДР. 1847. № 3, отд. 1. С. 115; Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1877. Т. 8. С. 149–150, 162–165; Кунцевич Г. З. 1) Малоизвестные записки о казанских походах 1550 и 1552 года // ЖМНП. 1898, июль. С. 135–145; 2) Исторический вестник. 1898. № 5. С. 689; Иконников. Опыт по историографии. Т. 2, кн. 2. С. 1094, 1286–1287; Бегунов Ю. К. Кормчая Ивана Волка Курицына // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 144; Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 101–107, 133–134; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 209, 217–222.
Р. П. Дмитриева

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Нифонт Кормилицын, епископ Крутицкий и Сарский" в других словарях:

  • Нифонт (Кормилицын) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Нифонт. Епископ Нифонт Епископ Сарский и Подонский (Крутицкий) 11 марта 1554  & …   Википедия

  • Нифонт Кормилицын — епископ Сарский и Подонский (Крутицкий). Преосвященный Нифонт племянник преподобного Иосифа Волоколамского († 1515; память 9/22 сентября). Им же пострижен в монашество и был его учеником. Вел подвижническую жизнь. В 1522 году назначен игуменом… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Митрополит Крутицкий и Коломенский — Митрополит Крутицкий и Коломенский  один из древнейших епископских титулов Русской Церкви. В настоящее время Митрополит Крутицкий и Коломенский, согласно действующему Уставу[1], по должности  постоянный член Священного синода; согласно… …   Википедия

  • Крутицкая епархия — Надгробные плиты сарских епископов в соборной церкви на Крутицах Крутицкая (первоначально Сарайская или Сарская) епархия  упразднённая епархия Русской Церкви. Название с 1920 года …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»